ШАМАН: "КОНТАКТНЫЙ" ЧЕЛОВЕК

Традиционно шаман – это посредник между видимым и невидимым мирами, причем посредник, отличающийся хозяйственностью: он пробует влиять на погоду и урожай, а также ищет пропавшие вещи и животных. Обустроить человека в смерти – тоже обязанность шамана: говорят, он сопровождает душу умершего, а иногда даже пытается вернуть ее обратно. Сегодня шаманов все чаще можно увидеть в городах – их изучают искусствоведы и ученые, а сами шаманы, в свою очередь, присматриваются к новой для них городской жизни.

Консультант этой статьи шаманка Ай-Чурек Оюн, например, в сентябре этого года на IV Международном музейном биеннале в Красноярске прямо на городской улице провела обряд очищения города и просила добрых духов вернуть Красноярску богатства, а людям – духовность. До этого Ай-Чурек пять лет ездила по Америке и Европе, где не только лечила людей, но и проводила обучающие семинары, рассказывая горожанам, как жить в единстве с природой и собой. На III Театральной олимпиаде, прошедшей этим летом в Москве, шаманам был посвящен отдельный день. Кто-то обыграл это обстоятельство, заметив, что режиссеры с помощью шаманов надеются вдохнуть в театр новую жизнь. Впрочем складывается впечатление, что не только их привлекает шаманизм.

ПРЕДМЕТ СИЛЫ ШАМАНА

Слово "шаман" тунгусского происхождения, хотя само явление шаманизма границами территорий не ограничено. Камлание (от тюркского «кам» – шаман) – ритуальное вхождение шамана в измененное состояние сознания (транс, экстаз), в котором, собственно, и производится шаманская работа. Считается, что в это время дух шамана летит в верхний (божественный) либо в нижний (злой) миры, где с помощью тамошних духов производит какие-то действия. В мире людей эти действия должны привести к некоему результату. В соответствии с направлением полета души – вверх или вниз – шаманы (несколько условно) делятся на "белых" и "черных".

Основные предметы, которые помогают шаману войти в транс, а его душе оторваться от тела – бубен и курительная трубка. Бубен производит необходимые для отделения вибрации, а трубка дает дым, подхватывающий душу. Иногда бубен и трубку заменяют наркотическими веществами. Непременными этапами вхождения в транс являются также пение и танец. Чтобы реально действовать в трансе, нужны также духи-помощники. Полагают, что они существуют у каждого настоящего шамана, но распространяться о них не принято.

Кроме бубна и курительной трубки, у шамана есть еще

орба – колотушки для бубна;

кымчы тарба – кнут для очищения больных;

от кымчызы – кнут для управления огнем;

тун – раковина для вызывания духов;

данза – курительная трубка;

адыг ээрени – медвежьи когти для очищения человека;

шээр чарын-кыры – бараньи кости, помогающие шаману получать информацию;

тос-карак – ложка-девятиглазка для разбрызгивания освященных жидкостей;

кузунгу – шаманское металлическое зеркало. Войдя в транс, шаман видит в этом зеркале прошлое, будущее, а также иную необходимую информацию. Это единственный предмет из шаманского арсенала, который никому нельзя передавать.

чалама – плетеный хвостик, он украшает, «оживляет» и придает силу многим шаманским предметам. Чаламу шаман обязательно плетет сам.

артыш – вид можжевельника. Его жгут для очищения пространства, а также чтобы очистить больных во время ритуалов, заваривают и пьют при простудах.

С ДУХАМИ НУЖНО ДРУЖИТЬ

На вопрос, откуда они берут силу, шаманы не отвечают – они просто обводят вокруг себя руками. Все, что существует на свете, в том или ином смысле живое, а значит, может поддержать нас. Нужно лишь наладить с внешним миром контакт – примерно такой, как с другими людьми, только без слов, изнутри себя. И тогда в обмен на мысленное внимание или прямое обращение к чему-то можно получать энергию и силы. Можно отблагодарить окружающий нас мир песней или танцем. Можно даже предлагать ему еду. Чтобы таким образом взаимодействовать с миром, еда сжигается, т.е переводится с вещественного уровня на уровень энергии и предлагается – жертвуется – всему, что вокруг, либо какой-то составляющей этого окружения. В таких случаях шаманы говорят о "кормлении духов".

Духи – второй значимый образ шаманства, дополняющий и уточняющий первый. Раз все вокруг живое, значит, у всего есть душа, или дух, "разум" или "хозяин" данной конкретной вещи или явления. И тогда общение с чем-то можно воспринимать более конкретно – как общение с духами этого "чего-то" (неба, земли, солнца, луны, деревьев, камней). Общаются также с духами умерших и духами вообще никогда не живших на земле существ.

Предполагается, что все духи разные и в общении, соответственно, проявляют себя различным образом. С кем-то легко договориться, с кем-то сложнее. Кого-то нужно долго упрашивать и задабривать, а с иными лучше вообще не связываться – хлопот не оберешься.

– Такой контакт – как договор, – пояснила мне московская шаманка Рита. – Как любой договор, он может оказаться выгодным человеку или не очень. Это зависит как от способностей и сил самого шамана, так и от множества других обстоятельств. К сожалению, не все можно просчитать заранее.

Чем строптивее и опаснее дух, тем, естественно, труднее до него достучаться. Профессиональные шаманы обращаются к таким за помощью в особо тяжелых случаях. Для тех, кто не претендует на общение с духами, шаманизм любопытен как еще один, весьма своеобразный угол зрения на мир вокруг.

САМ СЕБЕ ШАМАН

– Сила человека в его корнях, – говорит шаманка Ай-Чурек Оюн. – Хорошо, если человек с детства знает свои корни. Но так сейчас редко бывает, поэтому человек мучается неуверенностью, бросается от одного к другому. "Свой корень" – это, собственно говоря, то, что дает человеку силу, цельность и смысл жизни. У одного это работа, у другого семья, у третьего, например, природа. Корень состоит из множества корешков, и среди них есть главные, самые важные для человека. Есть они – остальные тоже рано или поздно прорастут, нет – тогда и с остальными проблема. Шаманы полагают, что два таких корня являются общими для всех людей: наши предки и Земля. Они и дают человеку силы на жизнь.

Всего-навсего позвонить родителям – это первый шаг в налаживании отношений с предками. Все они пришли на эту землю раньше нас, и хотя бы поэтому наше существование невозможно без них, хотим мы того или нет. Наша задача – сделать связь с ними насыщеннее и прочнее, а основной тон отношений – уважение и благодарность. Здесь нельзя просто думать – надо как-то материализовать эту связь. Например, чаще проводить время вместе с родителями. Навещать вместе с ними бабушек и дедушек. Не забывать могилы умерших предков и места, где они жили. Обращаться к фотографиям, реликвиям, памятным вещам.

В доме существовала даже отдельная комната, предназначенная для общения с предками. Там о них вспоминали, разговаривали с ними, молились, оставляли в качестве угощения какую-нибудь еду. Очень хорошо вспоминать об ушедших близких на природе. Вы, например, знаете "дерево своей бабушки"? А "свое дерево" у вас есть?

Земля – мать, и это второй корень любого человека. Все, что существует на Земле, включая нас самих, ею рождено и от нее зависит. Чем чаще мы об этом вспоминаем, тем нам же лучше. Еще лучше, если эти мысли затронут наше сердце и превратятся в благодарность. А благодарность всегда хочет излиться, оставить какой-то материальный след.

Дать выход благодарности не всегда так просто. Можно сделать это таким, например, образом. Остановитесь в понравившемся вам месте – в лесу, в парке, во дворе, где хотите. Не торопитесь – просто будьте и ощущайте. Вам понравилось место? Это уже начало контакта. Значит, и вы понравились этому месту, иначе такое чувство не возникло бы. Скажите Земле за это спасибо. Можно голосом. Можете даже запеть – хоть песню, хоть на тему "что вижу, то пою". Просто от радости, от нахлынувшего чувства. Если получится, разожгите костер – с таким расчетом, чтобы потом его можно было заложить дерном. Этот огонь тоже посвятите Земле. Не очень важно, что конкретно вы будете делать. Станцуйте для Земли, упадите на нее и обнимите ее – лишь бы все шло от души.

Впоследствии, если ощущение благоприятности места, где вы были счастливы и вам удалось "выглядеть" свою благодарность, для вас закрепится, можете сделать его своим постоянным "местом силы". Шаманы называют такие места "оваа", складывают в них пирамидки из камней, а вокруг устанавливают деревянные столбики. По их мнению, такое насиженное и ухоженное место помогает человеку пережить неблагоприятные моменты жизни.

СОВЕТЫ ТУВИНСКОЙ ШАМАНКИ

Если вы чувствуете себя потерянным, если вам страшно, очертите вокруг себя круг, хотя бы мысленный.

Для защиты хороши красные ниточки вокруг запястий и лодыжек.

Вставать лучше пораньше. Для подзарядки энергией полезно сразу сделать 7 энергетических вдохов: ноги пошире, руки вверх-в стороны, рот широко открыт, вдох резкий и сильный, будто вдыхаем не только ртом, но и всем телом. Выдох делаем опять же через все тело – в землю, руки при этом плавно опускаем.

От солнца лучше заряжаться, когда оно находится под углом 45 градусов к горизонту. Соединяем большие и указательные пальцы так, чтобы они образовали защитный треугольник, и через него смотрим на солнце. Через некоторое время цвет солнца начнет меняться, потом изображение начнет дрожать, из глаз могут потечь слезы, но это не страшно. Если попрактиковаться, глаза привыкнут, и вы начнете чувствовать реальную энергетическую подпитку от солнца. Даже сможете передавать эту энергию другому – например, через руки.

В снеге сконцентрирована громадная энергия, поэтому не жалейте времени на общение со снегом: держите его в руках, любуйтесь им, вдыхайте его запах. Дети абсолютно правы (и абсолютно счастливы), когда играют со снегом, валяются в нем, лепят снеговиков и роют туннели. Снег – сила России.

Полезно поставить воду в деревянном стакане под лунный свет. К утру вода зарядится лунной энергий и приобретет целебные свойства. Ее потом можно пить, умываться, смазывать ею ранки.

Женщинам полезно и даже необходимо носить янтарь. Им, а также их детям этот камень приносит здоровье, счастье и долголетие.

Серебро – мужской металл. Бережет "от пули", отгоняет злых духов, приносит удачу.

Золото помогает обрести "свой корень". При этом его не обязательно носить – можно дома хранить, можно даже в землю закопать. Главное – не терять.

Консультант – Ай-Чурек Оюн, потомственная тувинская шаманка, руководитель шаманского центра "Тос-Дээр" в Кызыле.

Posted in Йога.