ВЫРАСТИТЬ СЫНА
Физическое воспитание
Физическое тело начинается с прикосновений. Оно рождено для них, ими же и создается. Поэтому не жалейте время на физический контакт со своим сыном. Гладьте, ощупывайте, рассматривайте, познавайте. Чем более вы пропитаете вниманием его тело, тем лучше оно сформируются в дальнейшем.
Не беспокойтесь, если поначалу этот процесс будет больше напоминать внимание не отца, но исследователя – чуть отвлеченное и беспристрастное – со временем, вы и сами не заметите как, на смену ему придет внимание любящее, наполненное сердечностью и принятием. Тогда вы будете не просто изучать, вы будете любоваться, и это самое лучшее внимание, которое вы можете оказать сыну. И не верьте тому, что сына нужно меньше ласкать, иначе он вырастет "размазней". Психологи давно доказали, что только насытившись в детстве прикосновениями, особенно со стороны отца, мужчина в дальнейшем без проблем идентифицирует себя с мужским полом и соответственно себя ведет.
Как может выглядеть физический контакт отца с маленьким сыном
Сначала приблизьтесь и некоторое время просто смотрите на того, кто теперь всегда будет носить имя вашего сына. Смотрите свободно, легко скользя взглядом, словно поглаживая его тело. С 3-4 недель когда ребенок начнет фокусировать взгляд, можно некоторое время смотреть ему в глаза. В них нет той осмысленности, которую мы привыкли видеть в глазах взрослых, но в них есть бездонность вечности. Можете попробовать погрузиться в нее, если не испугаетесь. Улыбнитесь сыну.
Потом осторожно приблизьте свои руки к телу ребенка. Сначала не касайтесь, а остановите их на некотором расстоянии от тела. Почувствуйте его тепло. Оно живое, чуть пульсирующее, волнообразное. Подержите некоторое время руки на расстоянии изучая и запоминая тепло вашего сына. Представьте, что вы посылаете ему тепло своих рук.
Прикоснитесь к коже. Не делайте это быстро, поймайте сам момент касания. Чуть задержитесь на нем. Каков он? На некоторое время сосредоточьтесь на точках контакта ваших пальцев и кожи ребенка. Что вы ощущаете, что испытываете? Наконец, легко погладьте место касания. Еще и еще раз. Это приятно? После этого начинайте легко гладить все тело. Делайте это осторожно, медленно, нежно, будто гладите и изучаете одновременно. Будьте всецело в этом процессе, прикасайтесь и смотрите одновременно. Войдите вниманием в тело ребенка.
Если ваши поглаживания становятся более интенсивными и начинают напоминать массаж, вспомните, что движения рук должны быть направлены по ходу тока лимфы, к ближайшим лимфатическим узлам. От головы и шеи – книзу, к подключичным узлам, от верхних конечностей – к локтевым и подмышечным узлам, от грудины – в стороны, к подмышечным узлам, от позвоночника – в стороны, от поясницы, крестца и бедер – к паховым узлам, от голени и стоп – к подколенным узлам. Область расположения лимфатических узлов как правило не массируется.
В процессе процедуры можете даже понюхать своего сына. Не относитесь иронично к этой рекомендации. Запахи, хотя и считаются в западной культуре прерогативой женщины, являются для мужчин очень важным каналом поступления информации. Известно, что именно по запаху мужчина обращает внимание на ту или иную женщину. Не исключено, множество других важных решений мужчина также принимает под влиянием запахов, хотя и не осознает этого. Так что нюхайте. Это еще одна ниточка, связывающая вас с вашим ребенком и еще одна возможность лучше понимать его.
Понимание будет приходить постепенно. В возрасте 1-2 месяца сын будет пытаться, лежа на животе, на несколько секунд поднимать голову. В 3 месяца начнет координировать взгляд и движения рук, чтобы взять предмет, потом будет пытаться держать голову, сидя на ваших руках. В 5-ть – научится переворачиваться со спины на живот, в 6-ть – опираться на руки, в 7-8 – садиться и стоять с вашей помощью, в 9-11 – стоять и ходить, держась за предметы или за руку, а также ползать на руках и коленях… Все это этапы развития вашего сына и фактическое начало того, что взрослые называют физической культурой. Постарайтесь обратить свое внимание на то, как растет и совершенствуется тело вашего наследника в процессе этих упражнений, являющихся для него частью жизни.
Потом, когда он повзрослеет, вы расскажете ему о том, что человек только выглядит неизменным, на деле – одни клетки в нем умирают, другие появляются и примерно за 100 дней ни одной прежней составляющей в организме вообще не остается А человек выглядит постоянным только потому, что новые клетки занимают прежние места, словно по определенному плану. Удобно представлять будто они заполняют невидимый сосуд, по форме напоминающий тело человека – его иногда еще называют энергетическим телом, то есть телом, состоящим из энергий. У детей "энергетический" сосуд растет, поэтому и тело ребенка растет.
У взрослых он меняется мало, поэтому физическое тело, при том, что клетки постоянно обновляются, выглядит постоянным. Энергетические тела у всех людей разные, как и лица.И тогда ваш сын поймет, что хотя энергетическое тело задается от рождения, его все же можно менять. Одним из способов изменения являются физические упражнения. Когда мышцы работают, в них вместе с кровью поступает больше энергии, энергия наполняет энергетическое тело и оно растет, становится сильнее. А следом за ним становятся больше и крепче и физическое тело.
Существует множество пособий, описывающих в каком возрасте и как именно помогать физическому развитию ребенка. Остановимся лишь на общих этапах развития детей, на которые можно ориентироваться при выборе развивающих комплексов.
К 1 году дети обычно уже пробуют самостоятельно ходить и даже взбираются ползком на ступеньки. В 1,5 года уже хорошо ходят, хотя и часто падают, а также бегают, лазают, все более ловко владеют руками. Карабкаются на стул, могут сидеть на нем, поднимаются по лестнице, держась за руку. В 2 года года свободно забираются на стул, поднимаются и опускаются по лестнице с помощью взрослых, касаясь каждой ступеньки одной ногой."Танцуют", качаясь и приседая, реагируя на музыку и ритм. В это время можно организовывать для сына активные и подвижные игры – с машинками, которые можно катать, тележками, колесами на ручке, с мячом. Дети 2,5 лет сами ходят по лестнице, спрыгивают с разной высоты, держат равновесие на перекладине, могут ездить на трехколесном велосипеде.
Хотя двигательная сфера ребенка особенно активно развивается в 3-4 года, делать небольшой комплекс упражнений по утрам вместе с ним полезно начинать чуть раньше – в 2-2,5 года. Комплекс может быть совсем небольшим: 10, а то и 5 минут, – на сколько будет хватать сосредоточенности вашего ребенка. Дело даже не во времени, а чтобы ваш сын привык к естественности и незыблемости этого действия – зарядки по утрам.
Наиболее подходящий вариант мягко и естественно вовлечь его в этот процесс – самому делать комплекс упражнений каждое утро. В этом возрасте у детей еще достаточно сильна потребность к подражанию и вы сами не заметите, как ребенок присоединиться к вам и начнет пробовать выполнять те или иные упражнения. Если к тому же процесс будет окрашен в игровые тона, если вы будете не заставлять, а лишь помогать ему, со временем утренняя зарядка сможет стать вашим любимым "мужским" делом – временем общения между собой и со своими телами.
Физический контакт с сыном, развитие его тела, это не просто дань традиции, согласно которой мужчина должен быть сильным физически. Тело лишь часть единой системы под названием "человек", в которой все взаимосвязано: развитие тела неотделимо от развития внутренних органов, они – от развития души, а все вместе связаны с развитием головного мозга.
Например, педиатры настоятельно советуют давать ребенку играть мелкими предметами, поскольку это стимулирует мозг к интенсивному развитию. А психологи утверждают, что негармонично развитое тело с большой вероятностью говорит о дефектах в развитии психики человека.
Но дело даже не только в этом. Тело – это основа, фундамент человека. Что вы заложите в него вначале жизни, то проявится и в дальнейшем. От этих первых контактов зависит вся полнота ваших будущих отношений. Не забывайте только, что потребность в ласке и физическом контатке для каждого человека индивидуальна. В том числе и для вашего сына, ведь он – личность.
Гигиенические навыки
Маленький ребенок, как известно, любит всего себя целиком. Он еще не знает, что есть не только "хорошие", но и "плохие" части тела, и даже так называемые "выделения", к которым нужно соответственно и относится. Если вы еще не успели объяснить все это сыну – не торопитесь.
Лучше расскажите ему о том, что человек связан с окружающим миром множеством потоков – одни входят в него, а другие, наоборот, выходят. Ко входящим относят воздух, пищу, питье, солнечные лучи, а также то, что можно назвать желанием жизни. К выходящим – выдыхаемый воздух, выделения мочевого пузыря и прямой кишки, излучаемую человеком энергию, часть которой можно ощущать как тепло, а также мысли, идеи, поступки и все, что человек делает.
Можно заметить, что выходит из человека практически то же, что и входит, но уже в несколько измененном виде. Есть предположение, что человек является частью огромного вселенского механизма по переработке одних видов материи и энергии в другие. Тогда по большому счету, в масштабах всего Космоса, полезным и ценным можно считать все, вырабатываемое человеком, включая даже мочу и кал, которые, оказывается, крайне нужны нашей планете.
Но если перед лицом Космоса человек велик всем, что бы он ни делал, то для других людей его выделения – всего лишь выделения. И почти так же как городские службы должны заботиться о чистоте нашего совместного места обитания, каждый человек должен заботиться о чистоте своего тела, которое кроме мочи и кала вырабатывает множество других необходимых для жизни человека продуктов: слезы, слюну, пот, кожное сало, постоянно отрастающие волосы и ногти.
Все эти вещества крайне необходимы для жизни человека, но их количество нужно контролировать. Они пахнут, их нужно убирать, иначе наша совместная жизнь в больших городах станет невозможной. Словом, как и за любой перерабатывающей фабрикой, за телом человека нужен уход. Его называют гигиеной. Гигиенические процедуры во все времена приносили человеку большое удовольствие.
Классическим воспринимается образ поющего человека в ванной. И взрослые, и дети получают истинное наслаждение от купаний, посещения бань, плавания в бассейне. Многие с удовольствием прихорашиваются перед зеркалом, занимаются чисткой зубов или маникюром. Причина, по которой некоторые дети не любят мыться, скорее всего связана с тем, что их неправильно приучают к этому приятному процессу.
Можно предположить, что взрослым не всегда хочется возиться с ребенком в ванной. Тогда они делают это без удовольствия, из чувства "надо", а поскольку дети тонко чувствуют и перенимают все оттенки настроения взрослых, они и в данном случае перенимают главное – "не хочется". А если в процессе мытья прикрикнуть раздраженно на ребенка, да еще торопить его, то через некоторое время у него отложиться твердое убеждение, что ухаживать за собой – это неприятно.
Но ведь вы знаете, что приятно, так почему бы не продемонстрировать это ребенку? Не набор гигиенических процедур, которые нужно кровь из носу делать каждый день до самой смерти – продемонстрируйте сам дух гигиены, который заключается в приятности для тела любого рода очистительных процедур. Получайте сами удовольствие. Например, искупайтесь в присутствии ребенка, попутно рассказывая ему для чего вы делаете те или иные вещи: "Я сейчас буду купаться с мылом и водой, чтобы стать чистым. После купания холод и болезни не пристанут ко мне, и я не буду их бояться". Хорошо также сначала искупать любимую игрушку – лучше если она будет не плюшевая, – а потом уже и ее хозяина. Если малыш испытает, как хорошо и весело можно купаться, чистить зубы, как приятно что-то делать самому, он запомнит это.
Полезно сопровождать процесс декламацией стихов, напеванием песенок. Если вы совместно сочините и специальную умывальную песенку, то процесс станет не просто веселее – он станет ритуалом. Не забудьте почитать книгу про Мойдодыра и посмотреть мультфильмы по теме.
Мытье рук лучше осваивать между 1,5 и 2 годами, когда малыш перестанет тянуть мыло в рот. Пусть в ванной комнате будут вкусно пахнущий шампунь, который не щиплет глаза, мягкие полотенца, красивые губки для мытья. Необходима также устойчивая скамеечка или другая подставка, чтобы ребенку было удобно пользоваться раковиной. Если ваш малыш не плавает с раннего возраста и еще не привык открывать глаза в воде, полезно сначала давать ему в руки маленькое полотенце, чтобы он мог закрыть глаза от воды при мытье головы.
Несколько правил безопасности. Купайте сына не раньше, чем через 3 часа после еды. Температуру воды в ванне пробуйте локтем. Не добавляйте горячую воду в процессе купания и не оставляйте сына в ванной одного. Храните моющие средства и предметы личной гигиены в недоступном для ребенка месте.
Приучать сына к чистке зубов следует после 1,5 лет. Сначала дайте ему понаблюдать как мастерски и весело это делаете вы, чтобы ему тоже захотелось. Потом научите его полоскать рот, чтобы он мог выплевывать всю воду не глотая, и лишь потом учите пользоваться зубной щеткой.
Вместе купите его первую зубную щетку, предоставьте сыну возможность самому выбрать самую симпатичную. Пусть это событие станет праздником. Щетка должна быть мягкой. Сначала сами почистите сыну зубы и дайте ему запомнить ощущения. В следующий раз вложите щетку в его руку, обхватите ее своей и начинайте совместные движения. Вверх-вниз, потом справа-налево, потом прополоскать рот и выплюнуть воду. Очень увлекательная и забавная процедура. Большинству детей необходима помощь в чистке зубов лет до 5-6 и контроль за процедурой до 7-8 лет.
Горшок – крайне важный предмет, поэтому должен нравится ребенку. Первое время дайте ему просто поиграть с горшком, а потом уже начинайте приучать к нему. Чтобы откладывались положительные ощущения, первые несколько раз согревайте горшок в теплом месте или горячей водой. Не торопите сына, ведь главное не скорость, а эффективность привыкания к горшку. Обычно мальчикам на это требуется на год больше времени, чем девочкам.
Постепенно приучайте сына к уходу за волосами и ногтями. Регулярно подстригайте волосы и каждый день причесывайте их. Пользуйтесь исправными и качественными приспособлениями для стрижки ногтей. Здесь важна сама привычка обращать внимание на их состояние.
К подростковому возрасту проявятся несколько новых гигиенических проблем. Одна из них – запах из подмышек. С началом полового созревания усиленно начинает производиться основной мужской гормон тестостерон, который влияет на работу потовых желез. Проблемы здесь никакой нет, но чтобы связанный с потом запах никого не беспокоил, особенно важно ежедневно принимать душ или ванну и менять одежду. Обратите на это внимание своего уже почти взрослого сына. Если запах пота сильно беспокоит, можете посоветовать ему пользоваться дезодорантом или антиперспирантом. Наносить их нужно только на чистое тело. В противном случае вы просто смешаете запах пота с запахом дезодоранта.
Другая особенность возраста – "взрослеющие" половые органы. Они без сомнения привлекают внимание вашего сына и дают вам еще один повод напомнить ему о важности ежедневной гигиены. После того, как яички вашего сына включатся в работу и начнут вырабатывать сперму, он может просыпаться по ночам от оргазма и семяизвержения. Предупредите сына, что поллюции – это нормально и не зависят от него, и что утром нужно обязательно обмывать половые органы теплой водой. За крайней плотью любого мужчины постоянно накапливается жироподобное смазывающее вещество – смегма, ее также нужно смывать.
Еще одна проблема подростков – угри. Прежде всего успокойте вашего сына, который наверняка озабочен состоянием своей внешности в этот период. Появление угрей провоцируется мужским гормоном тестостероном, что можно считать одним из проявлений возростающей мужественности. Объясните, что юношеские угри – это не грязь, поэтому "смывать" их большим количеством моющих средств по меньшей мере бессмысленно. Они также никак не связаны с потребением слишком большого количества продуктов с повышенным содержанием жиров и сахара. И не сердитесь, если ребенок пытается выдавить прыщи – хотя такие попытки только ухудшают состояние кожи, долговременных шрамов как правило не остается. Лучше вместе выберите подходящее гигиеническое средство против угрей, которым ваш сын будет пользоваться постоянно – радикально ситуацию оно не изменит, но смягчить остроту процесса вполне может.
Развитие мужественности
Воспитание мальчиков — не женское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в древней Руси. Уж не потому ли, что женщине трудно воспитать в сыне то, что мы называем мужественностью?
Кто такой мужчина? Воин, охотник, бизнесмен, новый русский. Изобретатель, колдун, мудрец, знахарь, великий врач, великий алкоголик. Герой, жертвующий собой, мученик, страдалец …
При всем разнообразии этих ролей, они наполнены тем, что можно назвать "мужской энергией". Этот аспект мироустройства подробно сформулирован в восточных философских и эзотерических традициях, согласно которым все многообразие нашего мира происходит из взаимодействия двух основных его составляющих – мужского и женского. Мужское начало активно, женское пассивно, мужское творит, проникает, в чем-то его можно назвать даже агрессивным, женское – неподвижно, оно принимает, ассимилирует, взращивает и насыщает энергией.
Известные биологические законы напоминают нам о том же. Мужчина – первопроходец. Все изменения и отклонения от нормы – мутации – возникают в первую очередь именно в его организме. Иногда они полезны, иногда вредны, бывает приводят к гениальности, а бывает – к сумасшествию. Критерием полезности оказывается выживаемость особей с новыми мутациями.
Исходя из вышесказанного, суть мужчины – это возможность и желание быть созидателем, строителем, движителем. Мужчина активно прорывается сквозь тьму неизвестности, он боец, захватчик новых пространств, новых знаний, нового совершенства. Он – действие, стремление, активность. Именно эти его проявления воспринимается окружающими, в первую очередь женщинами, как мужественные. Да и ему самому именно они чаще всего приносят удовольствие и удовлетворение.
Воспитание мужественности таким образом на вид оказывается весьма легкой задачей – не мешайте сыну проявлять свою мужскую суть и учите приемлемым формам, в которых она может быть выражена в обществе. В реальности сделать это оказывается гораздо сложнее, ведь основным компонентом таких прекрасных мужских черт как самостоятельность, инициативность, умение преодолевать трудности и дать отпор обидчику оказывается стремление двигаться вперед несмотря ни на что – не самое удобное в быту качество. Именно поэтому воспитывать сына мужественным легче отцу – он помнит себя в детстве. Помнит как унизительно бояться дать сдачи, или когда тебе, будто маленькому, диктуют, какую шапку надеть. Помнит также и моменты восторга, сопровождающего любую возможность проявлять себя, в чем бы это проявление не заключалось. Так что, уважаемые папы! Позволяйте своему сыну проявлять настойчивость и соперничать.
Его поведение может в какие-то моменты даже задевать вас, но постарайтесь все же не включаться в противодействие малолетнему карапузу. Помните, что происходящее нужно для его полноценного развития. Радуйтесь, когда любое "нельзя" он встречает вопросом: "А почему нельзя?" Это дополнительное испытание для вас, но таким образом вы поможете сыну вырасти настоящим мужчиной и не останавливаться перед запретами, сформулированными кем-то другим. И обязательно поддерживайте сына в моменты неудач. Пусть поймет одно из важных правил жизни – победа приходит всегда, разница лишь во времени, которое нужно для ее достижения.
Что касается форм, в которых ваш сын будет проявлять свою мужественность, они зависят прежде всего от вас, поскольку отец – один из главных образов, сознательно и подсознательно копируемых сыном. Так что если вы сентиментальны, чувствительны и склонны к сопереживанию (архетип истинных врачей, учителей, священников и психологов) – с большой вероятностью ваш сын будет склоняться к такому же поведению. Хотите видеть его немногословным, весомым, редко меняющим решения? Постарайтесь проявлять в своем поведении подобные черты и чаще водите в дом знакомых с таким характером.
Другие образы мы фиксируем в сознании детей своими реакциями на их поведение. Например, не стоит унижать совсем еще маленького двухлетнего сына словами: "Что ты ревешь как девчонка?" Раз он плачет, значит ему надо, чтобы его пожалели, и отказывать малышу в такой психологической поддержке как минимум жестоко. А словами лучше отметить другой, победный для него момент, когда он, например, не заплакал, хотя мог. Тут и стоит одобряюще сказать: "Молодец! Настоящий мужчина".
Чем больше таких "мужественных" моментов вы "зафиксируете" в психике сына, тем более мужественным он сам себя будет считает, тем более мужественным и вырастет. Почаще используйте применительно к нему эпитеты "смелый", "храбрый", "выносливый". Не оберегайте каждый его шаг, например, на детской площадке, а наоборот – помогайте преодолевать трудности, подбадривайте вместо того, чтобы одернуть.
Не стоит забывать и о мужских образах, распространенных в социуме. Начиная с 3-4-летнего возраста покупайте сыну побольше "мужских" игрушек, особенно таких, которые знакомят его с основами мужских профессий. Каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл – все они открывают простор для игр и знакомят детей с основами мужского поведения. В игрушках отдавайте предпочтение спокойным, сдержанным, мужественным тонам, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.
Помогая сыну формировать его мужские качества не забывайте о том, что активность во внешнем мире – лишь одна из форм проявления мужской энергии. В традициях древней Индии, например, считать мужчин, посвящающих свою жизнь освоению духовных законов мироздания, не менее деятельными, чем занимающимися практическими делами в миру. И если ваш сын проявляет себя как маленький мудрец, пытающийся постичь законы вселенной, а не герой или бизнесмен, принимайте его поведение с пониманием. Эти качества на первый взгляд не слишком удобны в современном мире, однако может быть именно они помогут ему реализовать весь потенциал, заложенный в него природой.
Приучение к труду
Труд, кроме того, что он необходим в современном обществе для обеспечения жизни, позволяет будущему мужчине научиться реализовывать себя в конкретных делах. Собственно, это навык проникновения, движения к цели, что относится к важнейшему свойству мужской энергии.
Полезно лишь помнить, что тяжесть и повинность не являются обязательными условиями любой полезной деятельности. Более продуктивен и гармоничен труд, реализующий собственное желание человека сделать что-то: понять, освоить, изменить, совершить – труд по желанию, а не по обязанности. Именно так делают дети в первые годы своей жизни, пока их не научат трудиться "по-взрослому", то есть без желания. Европейские мыслители относят приобретение трудом качеств напряжения и страдания ко времени "потери невинности" и грехопадения человека. Китайские философы утверждают, что и сейчас каждый человек может жить так, чтобы следовать пути естественного развития событий, пути Дао, как они говорят, при котором желание какой-то деятельности и потребность в ней возникают одновременно.
Впрочем, Дао – дело индивидуальное и тонкое, и нам – большинству мужчин западной цивилизации – вряд удастся предохранить своих детей от оков труда по обязанности. Единственное, что мы можем сделать – как можно дольше демонстрировать своим мальчишкам, что труд может приносить не только деньги, но и радость.
Для начала можно вспомнить древнюю рекомендацию не торопиться. В русских традициях, например, воспитание ребенка и приобщение его к труду начиналось не раньше 7-8 лет. До этого периода он считался несмышленышем и вообще не имел никаких домашних или хозяйственных обязанностей. Некоторое обоснование такому подходу дала всемирно-известная вальдорфская школа педагогики, базирующаяся на концепциях антропософа Рудольфа Штайнера. Организм ребенка до 7 лет сформирован еще не достаточно, чтобы нагружать его соображениями долга, обязанности и вообще любыми интеллектуальными изысканиями. Он познает мир через рассматривание, через некое "внутреннее подключение" к сути происходящего и через попытки копирования. Вот почему дети так любят присутствовать рядом с людьми, делающими свое дело. Единственное, что необходимо и достаточно для полного развития ребенка в этом возрасте – это разнообразная трудовая деятельность, за которой бы они могли наблюдать, и возможность включаться в нее самому, если на то возникнет желание.
Конечно, дети до 7 лет вполне могут развиваться интеллектуально, что мы видем на примере многочисленных вундеркиндов, но делают это за счет отвлечения энергии от других частей своего организма, что сказывается многочисленными физическими и психическими "недоработками", которые начинают проявляться в зрелом возрасте.
Итак, трудовое воспитание маленького сына полезно начать с понимания того, что все, что он делает в этот период – лепит, рисует, читает, даже просто увлеченно играет – это и есть его трудовая деятельность, его познание и осмысление мира. Памятуя о копировании, предоставьте ему как можно больше возможности наблюдать за тем, как трудятся другие люди и в первую очередь вы сами. Допустите сына ко всем бытовым делам – мытью машины, стирке, мытью посуды, наведению порядка. Но при этом степень участия пусть он выбирает сам: хочет – смотрит, хочет – пробует что-то делать. Полезно даже простое присутствие рядом.
Если ваш дом не наполнен ремеслами, специально бывайте в тех местах, где люди трудятся: на улице, в мастерской по ремонту автомобилей, в деревне. Не жалейте времени, присутствуйте, наблюдайте, если предоставится возможность, помогите мастерам и поучаствуйте в их деятельности. Для вас это занятие может не иметь особого смысла, но для сына это способ осознать еще одну грань этого мира, примерить на себя еще один способ трудиться.
Если вы хотите научить сына чему-то конкретному, не тратьте время на многочисленные объяснения – просто ставьте его рядом и начинайте делать. Может быть не сразу, но у мальчика обязательно возникнет желание попробовать самому. Только до поры до времени не делайте из этого обязанность и не напирайте на желание сына помочь вам, поскольку оно более связано с потребностью в одобрении со стороны взрослых, а это прямая дорожка к психологической зависимости от родителей. Лучше одобряйте маленького сына всегда, вне связи с пользой его деятельности.
Например, если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой и содержал свое место в порядке, просто содержите в порядке весь дом. Тогда рано или поздно ребенок естественно подтянется к этому уровню в личных привычках. А до того времени постарайтесь ограничить территорию для игр, чтобы вам не пришлось собирать игрушки по всей квартире, и не убирайте в детской в его отсутствие. Помимо того, что у сына может сложиться впечатление, что порядок возникает "из ничего", вы можете нарушить его собственный порядок, например, разрушить недостроенный из кубиков замок, что помешает продолжению творческого процесса. Неуместно начинать работу по дому, если у малыша гости, или отрывать его от какого-то интересного занятия, в этом случае участие в работе будет иметь негативный эмоциональный оттенок.
Ближе к 7-8 года можете попробовать дать сыну несложные постоянные обязанности: поливать цветы, кормить рыбок или черепаху, стирать пыль с полок.
Многие дети любят возиться с водой, тогда можно разрешить что-то постирать. Наличие постоянных обязанностей поможет ребенку включиться в ритм жизни семьи, почувствовать, что некоторую работу надо выполнять постоянно. Не забывайте всегда благодарить сына и радоваться его помощи.
Научите его любой труд превращать в творческий. Придумывайте новые способы мытья полов, оригинальные технологии вытирания пыли. Изобретите, новый метод нанесения краски на старый дачный табурет или пусть, например, ваш сын не просто покрасит забор на даче, но нарисует на нем все, что захочет.
Научите сына во всех делах разбираться самому. Не всегда стоит заставлять себя, иногда полезно просто сделать шаг в сторону и взглянуть на предстоящую работу под другим углом зрения. Не все из намеченного одинаково важно. Правильно расставленные акценты помогут ему выделить главное и именно на нем сконцентрировать основные усилия. Если сын почувствует вкус самостоятельного подхода к делу, он никогда не сможет жить просто по обязанности.
Защитник или агрессор
Агрессия – любимчик и изгой человеческой цивилизации. С одной стороны она неотъемлемая часть нашей жизни. И дело не только в бесконечных терактах и войнах, постоянно терзающих разные уголки нашей планеты. Мы почти привычно связываем слово "агрессия" с такими понятиями как "карьера", "занимаемый пост" и "уровень дохода". Нас не удивляет "агрессивная маркетинговая политика" и "агрессивный стиль ведения переговоров". Демонстрация легкой агрессивности стала поистине расхожим стилем поведения, который, как принято считать, говорит о нашей энергии, здоровье и вообще жажде жизни.
Оставаясь наедине с собой мы конечно думаем иначе. Словно возвращаемся в воспоминания детства, которые однозначно говорят нам: агрессия – это плохо. При этом кто-то видит злобное лицо воспитательницы в детском саду, другие – хулиганов или кадры из фильмов о войне, третьим "агрессия" представляется бесформенно острой или красной. Никому не хочется оказаться объектом агрессии. Агрессивные слова иногда ранят больнее действий. Мало кто торопится признаваться в агрессивных мыслях. Допуская агрессию в качестве внешнего образа в душе, для себя и своих любимых, большинство из нас предпочитают оставаться "пушистыми и мягкими".
В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. Исследователи трактуют агрессивность как злость, злобу, ненависть, ярость, а нападение без злобы не называют агрессией. Например, волк или охотник во время охоты как правило не испытывают к своим жертвам ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти, поэтому их поведение в эти моменты нельзя назвать агрессивным. Они просто делают свое дело. Агрессия же всегда означает активное неприятие чего-то или кого-то.
Ученые спорят об истоках агрессивного поведения. В течении многих лет считалось, что оно – результат напряжения и тревоги, возникающих у человека, которому мешают получить желаемое. Но потом обнаружили, что агрессия, как будто из воздуха, возникает даже казалось бы в идеальных в этом смысле условиях. Другая теория связывает агрессивность с перенаселенностью. Например, животные начинают вести себя агрессивно по отношению друг к другу, когда численность их популяции на определенной территории превышает некий предел. В результате часть особей покидает насиженный ареал и удаляется осваивать новые места жительства.
Согласно положениям эзотерических знаний, агрессия – важнейшее свойство мужской составляющей мира, которую древние индусы связывали с богом Шивой, а китайцы с "мужской" энергией Ян. На этом глубинном уровне агрессия еще не является ни хорошей, ни плохой, а лишь определяет важнейшее качество мужской энергии, суть которого в самом общем виде можно определить как способность "проникать", "двигаться к цели".
Это мужское качество идеально подходит для взаимодействия со второй составляющей мира – женской энергией, которая по определению открыта к такому проникновению. Собственно, их взаимодействие, с точки зрения древнего знания, и является сутью всех происходящих в природе процессов. Проблемы начинаются в тот момент, когда мужская энергия сталкивается с такой же как она сама – другой мужской. Как известно дисбаланс и неравномерное распределение энергий в организме человека приводит к болезням. На уровне человеческого общества избыток мужской энергии проявляется в виде того, что мы называем агрессией.
Жизнь фактически подтверждает идею засилья мужского в современной цивилизации. Главные герои кино, которое во многом и формирует идеалы большинству жителей Земли, – сильные, активные и до безжалостности целеустремленные мужчины. Соответственно ценятся логика, решительность и способность добиваться своего. На работу в первую очередь стараются брать мужчин, а о временах когда-то существовавшего матриархата вспоминают лишь ученые и феминистки.
О явном переизбытке мужской энергии говорит и другой феномен нашей жизни – ее явная сексуальная избыточность. Работники рекламы, СМИ и шоу-бизнеса хорошо знают – потребитель "клюет" на секс и все, что напоминает о нем: моду, эротику, красивое тело, духи, прокладки. Если общество представить в виде одного человека, то это будет большой неудовлетворенный мужчина. Ситуация становится более понятной, если вспомнить о том, что секс – это как раз и есть уравновешивание мужской и женской энергии и приведение их в гармонию. Вот чего мы все ищем.
Судя по всему, пик в мужском витке развития нашей цивилизации только что пройден. Наступило время постепенного усиления женской энергии. Набирают силу женские идеи о важности красоты, гуманности, экологии. Современные женщины выглядят более энергичными и деятельными, чем мужчины, в них словно появился особый смысл и значение. Впрочем, подобные переходы длятся не одну сотню лет, поэтому ваш сын, если он даже еще не родился, наверняка еще застанет самый расцвет «мужской цивилизации». А поскольку определяющая ее особенность – перенасыщенность мужским, при явном дефиците женского, можно наверняка обещать, что агрессии в жизни мальчика будет много. Как при этом уйти от ненужных столкновений и быть эффективным? Как жить в мире с преобладанием мужских энергий?
Понятно, что агрессивность в изначальном смысле, как способность двигаться к цели и добиваться своего, вашему ребенку безусловно понадобится. Более того, именно целеустремленность, настойчивость и последовательность в достижении целей во многом будут определять течение его жизни. Поэтому с самых первых дней старайтесь видеть в каждом движении сына не просто, например, тягу к соске или новой игрушке, но закладывающуюся схему его жизни вообще. К чему он сейчас привыкнет, то и будет. И поэтому если вы хотите научить его добиваться своего, позволяйте ему делать это. Не принимайте на свой счет его стремление идти через запреты – это очень важное для жизни качество. Цените его настойчивость и в качестве вознаграждения за настойчивость, хотя бы иногда позволяйте ему сделать нечто изначально запрещенное, если он этого очень добивается. Разрешите ему испытать опыт преодоления.
В то же время мир бесконечно богаче любого нашего представления о нем. Если мы чего-то хотим, не факт, что «оно» так же нас хочет. К тому же из одной точки в другую можно попасть разными путями, и если у вас есть цель, то заранее не известно какой из путей к ней окажется лучшим – это зависит от множества обстоятельств. Агрессивный человек при этом похож на заблудившегося в лесу путника, который вместо того, чтобы искать дорогу, начинает рубиться с окружающими его деревьями. Понятно, что он быстро устанет или даже будет придавлен рухнувшим сверху бревном.
Агрессия, с позиций эффективности, вообще не лучший стиль ведения дел. Ее плюсы – легкость и скорость достижения желаемого. Гордиев узел легче разрубить, чем распутывать, хотя что потом образуется из этих нераспутанных нитей, одному богу известно. Главные "минусы": агрессивное поведение не гарантирует достижение цели и почти всегда вызывает к жизни встречную агрессию. С ней можно столкнуться сразу, но она может проявиться и спустя время, даже долгое время, причем самым парадоксальным образом – со стороны совсем других людей или в виде неких "обстоятельств жизни". Говорят о «порочном круге» агрессии и о том, что она имеет свойство накапливаться.
Еще один минус – растолкав противников локтями и достигнув желаемого вы можете обнаружить, что пришли не туда. У вас просто не было времени думать об этом пока вы сражались с действительностью. Как вариант, вы можете на большее или меньшее время вообще потерять смысл жизни – такой «отходняк» сплошь и рядом наблюдается у тех, кто по жизни предпочитает агрессию другим стилям восприятия действительности.
Подводя итоги, агрессивность – это целеустремленность, доведенная до предела, это крайняя степень упертости в сочетании с ограниченностью восприятия. Так что безусловно воспитывая в сыне настойчивость, мягко давайте ему понять, что в жизни нет и не может быть 100%-ных способов достижения желаемого. Сбывается не все, не всегда, не всегда таким образом, и не всегда в то время как мы хотим. Целеустремленность, воля, намерение – очень важные инструменты управления реальностью, но они эффективны лишь в сочетании с принятием того, что происходит. Так что учите сына принимать то, что есть, и время от времени позволяйте жизни (в вашем лице) поступать по-своему.
Учитывайте также, что агрессией (в современном негативном понимании слова) может быть лишь то, что встречает сопротивление. Психологи убедительно доказали, что наказание является необходимой составляющей агрессивного поведения, оно его как говорят «подкрепляет». Причем, видимое противодействие – это лишь часть айсберга. Гораздо важнее то, что подпитывает агрессию внутренне: обида, несогласие, возмущение и сопротивление, вскипающие в вас в ответ на действия, которые вы считать агрессивными. Поэтому если ваш сын, будучи еще младенцем, в какие-то моменты начинает, например, драться или кусаться, подумайте о том, что вряд ли он делает это со зла. А раз так, то совсем незачем считать его поведение агрессивным и соответственно реагировать. Не торопитесь обижаться и наказывать, одним словом
Старайтесь придерживайться этого правила и в дальнейшем. Не столь важно какими поступками вы сопровождаете те или иные действия сына. Гораздо важнее как вы реагируете на них внутренне. И если оставаясь внешне спокойным, внутри вы несогласны и конфликтны – именно это и составляет то, что есть «на самом деле». Это и будет уроком агрессии для сына. Лучше уж наказывайте и ставьте в угол, но внутренне не включайтесь в то, что называют внутренней конфронтацией, которая отличает агрессию от других действий.
Безусловно, поведение любого из нас в той или иной мере пронизано агрессивными "мотивами", поэтому остаться девственными и не научиться агрессировать вашему сыну вряд ли удастся. Вообще видимо невозможно сегодня жить на Земле и не оказаться включенным в этот постоянный обмен взаимными претензиями. Поэтому обучите сына пользованию сливными каналами для агрессии, которые придумало человечество. Агрессия – это энергия, а потому для ее канализации подходит все, что требует энергетических затрат, причем, затрат прицельных, то есть окрашенных эмоционально.
Во-первых, это спорт. Во-вторых, всевозможные социально-приемлемые формы соперничества, начиная с обгонов на дорогах и завершая построением карьерной лестницы. Для мальчика очень важно достаточное количество подвижных игр со сверстниками.
Не будем трогать семейные скандалы. Опустим очевидный смех. Отдельный громадный канал – творчество. Творчество в любых его видах – вообщее прерогатива мужского, поэтому не ленитесь помогать или хотя бы не мешайте мальчику в реализации его творческих устремлений. Помните, что любая игра, любое действие ребенка является творческим по определению – он либо делает так, либо вообще не делает. Делать нехотя, без интереса, делать по шаблону детей учат взрослые. Творческий подход к жизни можно считать противоположным агрессивному.
С чего начинается Родина
Если пользоваться обычными, а не громкими словами, родина – это место, где человек родился и вырос. Здесь же, как правило, живут или жили его родители, родители родителей, а также более далекие предки.
Древние китайцы считали, что сам факт рождения человека в том или ином месте делает его не похожим на других людей, родившихся в иных краях, словно оставляет на нем невидимую отметину.
Все участки поверхности Земли отличается друг от друга по своим характеристикам: излучению, магнитным полям, составляющим грунт породам, растительному и животному миру. Эти отличия совсем небольшие, тем не менее они существуют и сказываются на людях, живущих в этих местах – особенно интенсивно на ранних этапах развития человека, когда его организм только формируется. Придет время, и психофизиологические различия людей из разных районов возможно будут зафиксированы учеными.
Вырастая, человек обрастает приятелями, друзьями, знакомыми, коллегами. С одними он встречается мимоходом, с другими делит работу или досуг, с третьими связан более глубокими отношениями. У каждого из этих людей есть своя личная история, сформированная в процессе жизни, а также включающая в себя истории, рассказанные его отцами и дедами. Отдельными кусками этих историй люди делятся друг с другом, другие фиксируют в виде записей и книг. Так было всегда. Истории отцов и дедов формировались точно так же, как истории прадедов и пра-прадедов. Все вместе наши истории составляют историю этих мест.
Истории – это события и образы людей, населявших родные места. Почему южане более импульсивны и "горячи", чем северные народы? Не только из-за климата, но из-за историй, которые отражают именно такой стиль поведения. Дети смотрят на отцов, отцы рассказывают про дедов, вместе они смотрят на соседей и читают книги про древних героев этих мест и их взаимоотношения. Трудно сделать что-то иначе, если образы в голове подсказывают готовые решения: "сделай так, а теперь так",- практически для любых ситуаций. И если мы можем иногда заметить, что поступаем аналогично родителям, то влияние более давних историй отследить трудно.
Влияет на человека и стиль питания в тех или иных регионах. Благодаря рекламе и взаимодействию культур сейчас мы все больше начинаем интегрироваться, даже едим все более похожую пищу, тем не менее разница все же существует. Если, например, сравнить питание людей в примерно равных по масштабу мегаполисах Америки, России, Европы и Японии, то оно окажется несколько отличающимся. Разница чувствуется даже между Москвой и Санкт-Петербургом, не говоря о меньших городах.
Все перечисленное и составляет ауру родных мест – миллионы особенностей, связей и привычек, которые являются "плоть от плоти" для одного человека и чужими для другого. “Свой” плавает во всем этом как рыба в воде. А "чужой" – старательно выстраивает жизнь, делает карьеру, развлекается, но в один прекрасный момент вдруг оказывается во власти того, что называют тягой к родным местам и связанной с ними ностальгией. Напряжение первых лет жизни на новом месте спало, цели либо достигнуты, либо оказались недостижимыми, накапливается усталость, человек расслабляется и начинает обращать больше внимания на нюансы своих ощущений. И обнаруживает, что ему не хватает той естественности и свободы, которую он чувствовал на родине. Влияние чужих мест иногда бывает довольно разрушительным для человека.
Безусловно, все мы жители планеты Земля. И конечно все имеем право переезжать из города в город и из страны в страну в поисках лучшей доли. По данным социологов, миграция населения – один из основных факторов развития цивилизации в будущем. Однако, вместе с ростом числа "кочевников" будет возрождаться и приобретать новый вес и новую ценность понятие "Родина". Корни поддерживают людей. За многие тысячелетия существования Поднебесной империи мудрые китайцы и по этому поводу успели сформировать свое мнение: человек должен жить в том месте, в котором родился, и питаться пищей, которая здесь же растет. Есть и подходящая русская поговорка: "От себя не убежишь".
Почаще вспоминайте эти слова, думая о будущем своего сына. Для младенца родина – это его мать и отец, которых он любит. Позже его взгляд начинает охватывать комнату, квартиру, двор, товарищей по играм, любимую книгу, первую учительницу… Казалось бы малозначащие подробности биографии, однако для вашего сына именно они окажутся тем, что впоследствии он осознает как "Родину". Научите сына с любовью и уважением относиться ко всему, что составляет его жизнь. Сами относитесь к ним с уважением. И тогда, где бы он ни жил впоследствии, ощущение Родины будет помогать ему.
Постарайтесь также привить сыну гордость за страну, в которой он живет. Это тем более важно, если вы видите в нем будущего "жителя Земли", свободно чувствующего себя в любых местах нашей прекрасной планеты. Логика развития такова, что расширять "жилплощадь" человек может лишь постепенно. Семья – дом – микрорайон/местность – страна – планета. Иначе говоря, планета может стать домом лишь после того, как освоена и стала домом своя страна. Мигранты, не испытывающие уважения к свое родине, чаще всего ощущают себя не более чем перекати-поле и уж тем более не находится в них места любви и уважению ко всей планете в целом.
Отношение к женщинам
Как хорошо известно, мужчины женщин чувствуют, что называется "спинным мозгом". Достаточно взглянуть на младенцев обоего пола. Едва научившийся передвигаться карапуз непостижимым образом отличает сверстницу от своих однополых собратьев, при том, что одеты все практически одинаково. С ней он мягче, внимательнее, может быть даже нежнее. И хотя в более старшем возрасте в своем отношении к девочкам он переживет и этапы соперничества, и некоторого отторжения, за ними все равно будет стоять извечная тяга к одного пола к другому, мужского к женскому.
Единственное, что мы можем добавить к этому процессу – научить мальчишек проявлять свое отношение к женщинам достойными и приемлемыми с точки зрения общества способами. В целом они известны: пытаться понять, уступать, заботиться, проявлять инициативу. Надеемся, вы вполне сможете передать сыну свой личный опыт в этой области. Можно также заглянуть в главу о поведении в общественных местах этой книги. А чтобы опыт не зависал в воздухе оторванными от жизни привычками, расскажите сыну о причинах внимательного и заботливого, как раньше говорили, рыцарского, отношения мужчин к женщинам.
Одна из причин на поверхности – мужчины хотят женщин и всячески стремятся их завоевать. Другая причина тоже известна – все мы рождены женщинами и в глубине любого мужчины теплится почтительное и даже обожествляющее отношение к материнской функции любой из женщин. Не избежать разговора о красоте женщин и различиях в строении тела. Наконец, можно вспомнить о разделении труда и сказать о том, что еще с давних времен мужчина привык быть воином и охотником, а женщина – сидеть в пещере и рожать детей. Однако что бы вы не говорили, не забудьте про главное – корни всего перечисленного кроются в более глубинных различиях между мужчинами и женщинами.
В женщине больше того, что называют "женской энергией", "инь", в мужчине – "мужской энергии", "ян". Женщину можно сравнить со всем окружающим нас миром – в некотором смысле она и есть сама жизнь, само существование. Мужчина наполняет этот мир духом, целью и смыслом. Без женской жизни мужской дух бессилен и безплотен, он не может проявиться, не может ничего сделать, его фактически нет. Без мужского духа и смысла женская жизнь неподвижна и фактически мертва – даже дерево не растет без смысла, не говоря уже о разбегающихся галактиках. Так мужское и женское поддерживает друг друга в природе.
Соответственно, в нашей жизни, когда мы говорим о слабости женщины, речь не идет о том, что она буквально слаба. Наоборот, потенциально сил и энергии в ней гораздо больше, чем в мужчине. Особенность женщины в том, что она не может эти силы и энергии проявить, пока у нее не появится цель, а цели в жизнь женщины
обычно привносит мужчина. Вспомним, как правило это близкий мужчина, бывает начальник на работе или то, что называют "соратником". Если отношения с мужчинами не сложены, цели могут задавать родители или ребенок, однако, как известно, они все же не могут служить полноценной заменой целям и смыслам, которые привносит мужчина. Для нее это потребность, а для него – способ жизни и удовольствие. Таково уж свойство мужской энергии. И это одна из причин, по которым мужчины стремятся помогать женщинам.
Нелишне также учесть и тот факт, что последние несколько тысячелетий на земле длится "мужская эра", характерная переизбытком мужских энергий. В обществе ценятся мужские качества. И то, что в других условиях могло являться силой и достоинством, сейчас воспринимается как слабость. Например, образно говоря, в сравнении с мужчиной в женщине "всего больше" – имеется ввиду количество сил, способностей и прочих составляющих женского существа. Казалось бы, отлично. Однако именно поэтому она менее центрирована в этом "всем", ее носит из стороны в сторону, ей труднее быть определенной. И здесь ей тоже нужна помощь мужчины.
Можно сказать, что в большинстве ситуаций современной жизни женщине труднее найти опору в самой себе. И в этом смысле она чем-то похожа на маленького ребенка. Сюда можно добавить важную психологическую идею о том, что любого мужчину, даже маленького, на некотором глубинном уровне женщина воспринимает как отца. И это еще одна причина, по которой мужчины стремятся помогать женщинам.
Уверяем, ваш сын с превеликим удовольствием воспримет все эти объяснения. Маленькие дети еще близки к сути происходящего, хотя обычно и не могут выразить свое понимание словами. Сложности чаще возникают у взрослых. У пап они касаются прежде всего отношений их сыновей с женским полом.
Подумайте о том, что ваш сын, даже если он еще очень мал, все же мужчина и взаимодействует с женским полом что называет по определению. Взаимодействует во всех смыслах этого слова: физически, ментально, эмоционально и даже духовно. Сексуальный контакт, реализуемый после достижения половой зрелости, всего лишь одна из множества форм такого взаимодействия.
Уважаемые папы, представьте, пожалуйста, себя, вашего сына, а также его жизнь, наполненную множеством женщин – молодых и старых, внешне красивых и не очень. А теперь попытайтесь осознать свои переживания по этому поводу. Вы тоже мужчина, поэтому какие-то переживания у вас наверняка будут. Вы можете начать испытывать гордость или, наоборот, беспокоится за сына, можете восхититься его будущим или вам может почему-то стать неприятно. Постарайтесь увидеть, почувствовать и осознать все свои переживания, связанные с тем фактом, что ваш сын – мужчина. Хотите вы того или нет, они значительно повлияют на его отношения с женщинами. Лучше всего, если вы примете эти отношения как нечто изначально существующее, если вы внутри себя скажете "да" этому процессу, если вы фактически разрешите сыну "иметь" женщин. Тогда его реальные отношения с женщинами в любом возрасте с большой вероятностью будут складываться спокойно, естественно и гармонично.
Сексуальное воспитание
Цель любого воспитания – научить ребенка обходится без взрослых. А поскольку в сексе все мы обходимся без помощи родителей, то цель воспитания можно считать изначально достигнутой. То есть, можно и не воспитывать. Тем более сейчас книжек много, предохраняться в школах учат, и вообще все всё знают, и приятели объяснят.
Это рассуждение вполне здраво, если не вспоминать о том, что в воспитании, как и в других областях жизни, наиболее эффективным оказывается путь наименьших затрат. Да, можно не воспитывать, но как показывает опыт, количество синяков и шишек "молодых бойцов" сексуального фронта тем больше, чем меньше родители помогают им в его освоении. Если же вспомнить, что от проблем своего "молодого бойца" родителям как правило трудно остаться в стороне, то получается, что легче "соломку подстелить".
Условно можно выделить 4 этапа осмысления этой темы детьми.
Откуда берутся дети? Этот вопрос сродни глобальным детским вопросам об устройстве Земли, происхождении ветра или, например, функционировании системы кровообращения у слонов. Как вообще получаются новые живые существа?
Как это делается у людей? Сын пытается более конкретно понять роль мужчин и женщин в появлении новых людей. Половой акт, рождение ребенка – во всем этом его интересуют всё большие подробности.
Как делать "это" наилучшим образом? Сын пытается понять, что ему предстоит делать в роли мужчины и как делать это наилучшим образом. В это же время появляются вопросы о ЗППП и предохранении.
Что делать "до" и "после"? Обнаруживается, что секс – часть более обширных отношений между мужчиной и женщиной. Как их развивать и поддерживать? В чем особенность женщин?
Первый из этих вопросов как правило задают все дети. Второй и последующие – в зависимости от вашего ответа на первый.
Безусловно, сексуальному воспитанию сейчас стараются уделять внимание во многих учебных заведениях. Возможно, ваш сын и сам сможет прекрасно рассказать вам о сексе, СПИДе, гомосексуальности и всех вариантах сексуального поведения. В то же время не все укладывается в картинки и схемы, поэтому ничто не сможет заменить сыну ваших личных объяснений. Например, до пробуждения сексуальности вашему сыну почти наверняка будет сложно понять, зачем взрослые занимаются сексом, если не хотят детей.
Что именно сказать ему по этому поводу вы, безусловно, решите сами, ориентируясь на свой собственный опыт и особенности сына. Помните лишь, что изначально для ребенка сексуальная тема так же естественна, как и многие другие. Действительно, что здесь странного: Земля рождает горы, из туч проливается дождь, а дети получаются из слияния мужчин и женщин друг с другом. И слава богу, если сквозь все ваши слова будет просвечивать настолько же спокойное и естественное отношение к сексу.
Ведь это одна из сфер человеческой жизни – не больше, но и не меньше. Апогей эмоционального и духовного влечения мужчины и женщины. Да, со своими нюансами и особенностями, как и все в мире. И так же может быть и прекрасной, и ужасной. Вы окажете сыну большую услугу, если сможете говорить о сексе не смущаясь с любой необходимой степенью подробности. Отлично, если он поймет, что здесь действительно нечего стыдится.
Старайтесь исходить из основного правила мудрых людей всех времен и народов: не говорить о том, чего не спрашивают. Отвечайте конкретно на вопросы ребенка, а не на свои представления о них, и в любом случае не превращайте беседу в собственную исповедь – даже если вы полны переживаний, вряд ли они принесут пользу вашему подрастающему сыну. И тогда за первыми его вопросами о сексе последуют вторые, за вторыми – третьи…
Если у вас будут складываться отношения, возможно, в свое время он расскажет вам о своей первой поллюции и мастурбации. В этот момент вам предоставиться возможность рассеять его страхи и упомянуть о своем собственном опыте. Тут же можно будет затронуть вопрос гигиены половых органов и рассказать о том, что напряжение в предстательной железе можно снимать ее массажем. Позже ваш сын может попросить совета относительно поведения с первой девушкой. Тогда вы будете иметь шанс мудро и с оттенком ностальгии вспомните свои опыты в этой области, предостеречь сына от введения члена в сухое влагалище, а также уже более подробно затронуть тему предохранения от беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Потом, возможно, придет черед вопросов об отношениях и тогда вы сможете сказать, что отношение к женщине как к предмету для удовольствия оскорбляет большинство из них.
Вот тогда это будет настоящее сексуальное воспитание. Живое, реагирующее на все изменяющееся реалии жизни вашего сына и помогающее ему жить в мире и согласии с "сексом" – громадной и важной, но по-настоящему мало исследованной областью человеческой жизни.
Если эта область вас самого несколько смущает, сместите акцент и сделайте упор на обучающую литературу и фильмы. В достаточном количестве их можно найти сейчас во многих магазинах, библиотеках или пунктах видеопроката. Для составления списка используйте интернет, проконсультироуйтесь с психологом – и вы наверняка найдете продукцию, согласующуюся в вашими взглядами. Не забывайте также о красивой и достойной эротике. Все мы сейчас находимся под обстрелом многочисленного и зачастую очень откровенного сексуального материала, так что весьма важно формировать у сына шкалу оценок и предпочтений в этой области.
Стоит также отметить, что не для всех людей вопросы секса просты, поэтому не всегда нужно обсуждать их открыто – это может смутить друзей вашего сына, их родителей, или даже старших членов вашей собственной семьи.
Сергей Слюсарев